Akatosh.jpg
Витраж Акатоша в Имперской церкви

Явись мне, АКАТОШ, ибо без тебя нет решимости во мне, а перо моё незыблемо и сухо, когда моря полны чернил и небо — мой рассветный пергамент
— Путеводитель по Империи и её окрестностям. 3-е издание

Описание[править | править код]

Акатош (ориг. Akatosh) Бог-Дракон Времени, также Великий Дракон Времени, Дракон-Призрак[1] — главное Божество пантеона Девяти и покровитель Сиродильской империи, воплощающий в себе стойкость, неуязвимость и неизменную законность[2]. Акатош изображается в нескольких обликах — дракона красной или золотой расцветки, либо человека с головами бородатого мужчины и дракона, смотрящими в разные стороны. Его символом являются песочные часы. Именно этот бог изображён на гербе Империи.

Различные воплощения бога времени встречаются почти во всех религиях Тамриэля: Алдуин у нордов, Ауриэль у альтмеров и босмеров, Алкош у каджитов и Сатакал у редгардов[2]. Эти различные божества представляют собой три аспекта Акатоша; так, Ауриэль — Создатель, а Алдуин — Пожиратель Мира, вместе с Акатошем они составляют единое целое[3].

Символ Акатоша — песочные часы

Акатош считается первым из богов, который возник в Начале начал и «воспарив над Вечностью, дал бытие дню». После того, как он получил форму, духам стало легче осознавать себя как существ с прошлым и будущим, и появились различные пантеоны мира[4][5].

Согласно легендам, после того, как боги по воле Лорхана создали мир, отдав части себя и утратив бессмертие, Акатош убил бога-обманщика и закинул его сердце на другой конец Тамриэля. В дальнейшем он нередко оказывается связан с убитым им божеством и даже отчасти исполняет его роль в некоторых легендах.

Богиня Мара считается женой Бога-Дракона (по другой версии, она — жена Лорхана, либо сожительница обоих), а Аркей — сыном[2].
Драконы являются первым творением Акатоша и нередко исполняют его волю[6].

Прорыв Дракона[править | править код]

С Акатошем напрямую связано такое явление, как Прорыв Дракона. Оно происходит, когда бог теряет контроль над течением времени, в результате чего в определённой области появляется множество временных линий, впоследствии объединяющихся и меняющих пространство. Во время Прорывов Дракона возникали противоречия относительно событий, жизни людей и регионов; события и войны, произошедшие на одном конце континента, становились неизвестными на другом; различными свидетелями по-разному толковались одни и те же события.
Всего известно три прорыва, происходивших в результате запуска Нумидиума и неких манипуляций в отношении бога времени[7]. Последний из них, Деформация Запада, некоторыми верующими связывается также с вмешательством Мары и Стендарра с целью остановить войны в заливе Илиак[8][9].

Планета[править | править код]

Акатош имеет свою Планету-Доминион, входящую в одно из созвездий-стражей как глаз Воина[a 1], также называемую северной полярной звездой воинов[10]. Вивек в своих уроках упоминает восемь известных миров, среди которых АКХАТ, соотносящийся с Акатошем[11].

Заповеди[править | править код]

Служи и повинуйся императору твоему.
Изучай заветы.
Почитай Девять богов, исполняй долг свой, прислушивайся к наказам праведников и служителей церкви.

Поклонение и мифология в культурах Нирна[править | править код]

Сиродил — Акатош[править | править код]

Статуя Акатоша в дендрарии Имперского города

В одном из мифов о появлении Алессианской империи будущая императрица Святая Алессия от лица всех страдающих людей обратилась с зовом о помощи к Акатошу. Бог с состраданием отнёсся к тяжёлому положению людской расы. Он связал спутанные нити Обливиона жилами своего сердца, создав Амулет Королей и даровал его Алессии. Затем он пожертвовал кровью дракона, благословив ею первую императрицу. Согласно его завещанию, до тех пор, пока императорский род останется верен крови дракона, Акатош будет держать запечатанными врата в Обливион, дабы не допустить армии даэдра в Нирн.

В знак этого соглашения в Имперском городе были установлены Драконьи огни, которые можно зажечь лишь с помощью императорского наследника, носителя крови дракона — Драконорождённого[12][13].

Согласно книге «Шезарр и Боги» Акатош перешёл к людям от альдмерских народов, возможно, айлейдов, и в своём нынешнем виде представляет собой сочетание Аури-Эля и Алдуина.

Скайрим — Алдуин[править | править код]

Алтарь Акатоша в The Elder Scrolls V: Skyrim

Также известный как Пожиратель Мира, чудовищный дракон Алдуин, в отличие от имперского Акатоша, имеет совершенно противоположную направленность, несмотря на аналогичную связь со временем. Вместо помощи в развитии человеческой цивилизации, он просыпается в конце времён, чтобы пожрать этот мир и дать начало новому.
Изначально имя «Алдуин» носил первый созданный Акатошем дракон, обладавший частицей божественной силы и возглавлявший Драконий культ в Меретическую эру. Перевод его имени с драконьего намекал на связь с божеством («Al» — Разрушитель, «Du» — Пожирающий, «In» — Хозяин). В ходе войны Драконов Алдуин был закинут в будущее и за долгое время смешался с обликом своего творца[3]. Как результат, пророчество о его возвращении было воспринято нордами как начало Пожирания Мира. С другой стороны, некоторые герои, такие, как Партурнакс, действительно говорят о нём как о том самом божестве.

У скаалов Пожиратель Мира известен как Тартааг. Сами драконы называют своего отца Бормаху[14].

Эльсвейр — Алкош[править | править код]

Известный по множеству имён, таких, как Первый Кот и Король-Дракон Кошек, Алкош очень схож со своим имперским родичем. Поклонение ему стало частью основы формирования культа Риддл'Тар, и Алкош всё ещё крайне популярен в глухих районах Эльсвейра. Он изображается в виде устрашающего дракона, которого каджиты называют «настоящим большим котом». Он рождён Фадомай, первым из божеств[15].
В мифические времена Алкош отразил альдмерский погром Пелинала Вайтстрейка[2].

Саммерсет и Валенвуд — Ауриэль[править | править код]

Статуя Ауриэля.jpg
Статуя Аури-Эля, созданная фалмерами, в Забытой Долине

Ауриэль или Аури-Эль — душа Ануиэля, который, в свою очередь, является душой Ану Всего Сущего. В момент своего появления он просочился по Аурбису в качестве новой силы, которую назвали временем[4].

Ауриэль возглавляет большую часть альдмерских пантеонов. И альтмеры, и босмеры заявляют о своём прямом происхождении от Ауриэля. В свой единственный миг слабости он согласился принять участие в создании измерения смертных, действия, которое навеки отрезало эльфов от духовных миров вечности. Чтобы исправить это, Ауриэль в мифические времена повёл альдмеров против армий Лорхана, уничтожив этого тирана и основав первые королевства альтмеров, Альтмору и Старый Эльнофей. Затем, при большом стечении своих последователей, он вознёсся на небо, дабы они могли узреть, что необходимо для того, чтобы покинуть мир смертных[2].

До своего падения и деградации Аури-Элю также поклонялись снежные эльфы. Его святилище и статуя сохранились в Забытой долине.

Хаммерфелл — Руптга и Сатакал[править | править код]

Сатакал гонг.jpg
Изображение Сатакала в The Elder Scrolls Online

В редгардской мифологии на самом деле нет божества, сравнимого напрямую с Акатошем или его аспектами, однако есть два бога, в некоторой мере выполняющие его роль.

Сатакал — сущность, явно соотносящаяся с нордским Пожирателем Мира, одним из аспектов Акатоша. Она состоит из Сатака, Первого Змея, аналога Ану, и Акела, Голодного Чрева, аналога Падомая. В мифологии редгардов миры рождались на блестящей чешуе Сатака, но вскоре места стало не хватать, и мирам пришлось просить о помощи.
Помощь пришла изнутри, в виде Акела, Голодного Чрева. Под его воздействием Первый Змей начал пожирать собственное тело, и в мирах освободилось место для жизни, что было началом всех вещей. Вскоре Акел заставил Сатака укусить собственное сердце, и змей умер. Но смерть не стала препятствием голоду, и Сатак сбросил свою кожу, чтобы начать всё сначала. Так начался кальпический цикл.

Руптга, также известный как Высокий Папа, играет роль, схожую с Ауриэлем. Он — первый дух, научившийся избегать голода Сатакала. Этот способ он назвал Обходом и впоследствии помог другим духам тоже избежать пожирания. Для этого Руптга собрал себе помощника из сброшенных оболочек Сатакала — Сепа, Второго Змея, соотносящегося с Лорханом.
Однако Сепу надоело помогать Высокому Папе, и он скатал из старых оболочек новый мир, заставив других духов помогать ему. Но духи в этом мире стали смертными, поскольку он был далёк от настоящего мира Сатакала. Они умоляли Высокого Папу забрать их, но тот отказался, сказав, что теперь они должны искать путь сами. Сепа же Руптга раздавил большой палкой, и то что от него осталось, стало созвездием Змея.

Хай-Рок — Акатош[править | править код]

Поклонение Акатошу в Хай-Роке во многом соответствует имперскому аналогу. Событие, именуемое Деформацией Запада, бретонцы связывают с вмешательством этого божества, а также Мары и Стендарра с целью остановить войны в заливе Илиак, «поскольку боги однажды избрали Хай-Рок домом»[16]. Именно здесь, в Адамантиновой башне, согласно некоторым мифам, Акатош убил Лорхана и закинул его сердце на другой конец Тамриэля. В конце Третьей эры храмы Акатоша встречаются в Вэйресте и на острове Балфиера[17].

В истории[править | править код]

Третья эра[править | править код]

Акатош vs Дагон.jpg
Воплощённый Акатош против Мерунеса Дагона

Конец Третьей эры был ознаменован событием, названным Кризисом Обливиона. В результате деятельности некоего культа император Уриэль VII был убит, Драконьи огни погасли и армии Мерунеса Дагона прорвались в Тамриэль. Герою, известному как Чемпион Сиродила, пришлось срочно разыскать Мартина Септима, жреца Акатоша и последнего наследника королевского рода.

В самый разгар вторжения Мерунес собственнолично появился посреди Имперского города, разрушив Храм Единого, где должны были гореть Драконьи огни. Тогда Мартин Септим разбил Амулет Королей и стал воплощением Бога-Дракона, сразившись с принцем даэдра и изгнав его в Обливион, после чего превратился в статую, навеки закрывшую проход между измерениями[18].

Четвёртая эра[править | править код]

В 4Э 201 году, вместе с возвращением Алдуина Пожирателя Мира и воскрешением драконов в Скайриме, появляется Последний Драконорождённый, также известный, как Довакин, который, как считается, благословлён самим Акатошем. Его предназначение состоит в убийстве Алдуина и, согласно пророчеству, предотвращении гибели мира[19][20].

Связанные артефакты[править | править код]

Амулет Королей[править | править код]

Амулет Королей (прозрачный).png
Амулет с красным камнем, который носили все императоры Сиродильской империи, начиная с Алессии. Согласно мифу, амулет был создан Акатошем и дарован Алессии, чтобы удерживать барьер между Нирном и Обливионом. По другой легенде, камень в основе амулета — это древний айлейдский артефакт Чим-эль Адабал, созданный из застывшей крови Лорхана, упавшей в магический колодец и окристаллизовавшейся в нём. Камень обладает силами, сходными с возможностями камней душ. Доказанным фактом является то, что Чим-эль Адабал содержит в себе души всех императоров, когда-либо правивших Империей Тамриэля.

Как бы там ни было, когда во время Кризиса Обливиона Мартин Септим разбивает камень, он принимает облик Акатоша, чтобы спасти Нирн от разрушения, а артефакт оказывается навеки утрачен.

Прочие артефакты[править | править код]

Аналогичные Акатошу божества Ауриэль и Алкош имеют собственные артефакты.

Так, Ауриэлю принадлежат одноимённые лук и щит, упомянутые в альдмерской мифологии. С их помощью Ауриэль противостоял Лорхану и его армиям людей. Когда Лорхан был убит и сердце его вырвано, оказалось, что уничтожить его невозможным, и тогда Тринимак привязал сердце к стреле и запустил на другой конец Тамриэля. Там, где оно упало, образовался вулкан Красная гора.

Каджитский бог-дракон владеет Маской Алкоша. За право владеть ей борются каджиты-чемпионы Прайда Алкоша. Маска способна наделить носящего удивительными силами, однако эти силы спят и перед использованием артефакта их необходимо пробудить, что может сделать только дракон.

Примечания[править | править код]

  • В серии книг «Король Эдвард» в игре The Elder Scrolls II: Daggerfall Акатош появляется в виде большого золотого дракона, позволяет летать на нём, а также желает основать своё поселение и во многом ведёт себя как обычный дракон. Информация из этих книг впоследствии подверглась реткону.
  • В книге «Четыре поклонника Бениты» Кена Варфел Томасин доказывает, что Акатош, Нирн и Обливион едины.
  • Имя «Акатош» (Akatosh) — это аббревиатура подписи бета-тестера Лоуренса Сзидловски, «also known as the old Smaug himself»[a 2].

Галерея[править | править код]

Источники[править | править код]

Примечание: ниже приведены ссылки, не относящиеся к игре. Они не принадлежат к внутриигровой литературе, однако могут считаться частью The Elder Scrolls и добавлены для полноты статьи.

D-L.png Божества D-R.png
D-L.png Пантеоны D-R.png
Вера скаалов: ВсесоздательНеприятельТартаагЖадинаМирак
D-L.png Даэдрические Принцы D-R.png
D-L.png Связанные статьи D-R.png
Даэдра (Младшие даэдраПолупринцы)Правители Планов Обливиона (Манкар КаморанАрден-СулВернаккусМать воронИдеальные Повелители)Врата Обливиона (Чёрные книгиТёмные якоря/Слияние Планов)ИусСайЭбонармШагратБог Червей (Культ Червя)Медный БогКости ЗемлиНебесныеХист