Каменная голова.jpg
Акавирское изображение Ремана I Сиродила

Потентат (ориг. Potentate) — титул советников-цаэски правителей Империей Реманов, которые впоследствии и сами правили государством в первые 430 лет Второй эры.[1][2] Также этот термин, наряду с термином Акавирский потентат (ориг. Akaviri Potentate), означает период в истории Империи Реманов, когда ею управляли вышеназванные цаэски. Он берёт своё начало с момента убийства Ремана III в 1Э 2920 году, на котором и прервалась династия Реманов, и оканчивается лишь убийством последнего потентата, Савириен-Чорака, в 2Э 430 году.

Титул потентата появился ещё при Ремане I, который в годы первого акавирского вторжения на Тамриэль проявил себя как талантливый полководец и одержал решительную победу над войсками цаэски в битве на Белом Проходе в 1Э 2703 году. В силу определённых причин он амнистировал многих пленных цаэски, некоторые из которых впоследствии стали его главными советниками и получили данный титул[1]. Это привело к росту акавирского влияния в других сферах жизни Империи, что и сыграло решающую роль в воцарении четырёхвековой династии змей-цаэски на Рубиновом Троне 2 века спустя[1]. Один из этих потентатов, советник императора Бразоллуса Дора Сидри-Ашак, фактически сам правил Империей, поскольку сам император не был заинтересован в этом и не разбирался в государственных делах. В результате под руководством этого потентата Империя переживала период своего расцвета, завершилось дорожное строительство в Сиродиле, а со времён его правления остались рунные камни, названные его именем[3].

В 1Э 2920 году именно потентат Версидью-Шайе решил узурпировать власть в Империи, для чего он спланировал убийство сначала наследного принца Джуйлека[4], а затем и самого императора Ремана III[5]. После гибели последнего, 22 числа Вечерней Звезды 1Э 2920 года Версидью-Шайе объявил, что он берёт на себя руководство Империей, но сохраняет за собой титул потентата. В той же речи он объявил конец Первой эры и начало Второй[5].

Чтобы подавить армии, оставшиеся лояльными Реману, а также армии, принадлежащие отдельным королевствам, стремившимся к большей самостоятельности, Версидью-Шайе был вынужден участвовать в серии беспощадных кампаний, в которых он к 2Э 283 году, наконец, одержал победу[6]. Однако эти войны дорого обошлись Империи и полностью разорили казну государства, что привело к обнищанию как самой страны в целом, так и бывших в её составе королевств, и в попытке поддержать порядок без требующей огромных затрат постоянной армии, в 2Э 321 году Версидью-Шайе согласился на предложение от своего родственника Диниерас-Веса, который и основал Гильдию бойцов[7].

Верховный канцлер Окато.png
Верховный канцлер Окато во время Кризиса Обливиона

В 2Э 324 году Версидью-Шайе был убит зарождающейся организацией ассасинов Морровинда Мораг Тонг[8][9] и его преемником стал его сын Савириен-Чорак, который, в свою очередь, был убит вместе со всеми своими наследниками столетием спустя в месяце Восхода Солнца 2Э 430 года на сей раз ассасинами Тёмного Братства, что привело к окончательному падению Второй империи и началу эпохи Междуцарствия[8]. После становления Империи Септимов титул потентата был упразднён, однако с падением Империи Септимов и началом Кризиса Обливиона ситуация изменилась.

В начале Четвёртой эры титул потентата был восстановлен для канцлера Окато, но в 4Э 10 году Окато, как и предыдущие правящие потентаты, встретил смерть от клинка ассасина, на сей раз, вероятнее всего, Альдмерского Доминиона.[10]

Известные потентаты[править | править код]

Примечания[править | править код]