ФЭНДОМ

Рабство в Морровинде
Член дома Дрес угнетает раба-аргонианина.

Это закон Морровинда. Рабство легально. Империи это не нравится, но император подписал Договор, и это легализовало для данмеров сохранение своих древних законов и обычаев. Теперь же появились аболиционисты, которые говорят: „В Обливион этот закон… рабство неправильно“. Теоретически, я и не говорю, что я не согласен. Но есть закон
— Имперский стражник

Рабство (ориг. Slavery) — это объявление разумного существа собственностью, которой можно торговать. Превращение разумного представителя в раба обычно сопровождается насилием или другими формами принуждения. Также рабство можно описать как культурную и экономическую систему либо как социальный институт, при которых разумные существа лишаются всяких прав и рассматриваются как собственность. Рабы покупаются, продаются и принуждаются служить своим владельцам в любом качестве не только по хозяйству и в быту, но в том числе и нередко для плотских утех, а также в качестве пищи как в случае с цаэски[1] либо для получения изощрённого наслаждения, как в случае с айлейдами.

Неизвестно, как долго практикуется рабство на Нирне, но самое ранее упоминание об этом явлении относится ко времени двемеров, поработивших своих сородичей-снежных эльфов в конце Меретической эры[2], и айлейдов, поработивших недов как минимум ещё с начала Первой эры[3][4][5]. Среди последних была и Ал-Эш, вошедшая впоследствии в историю, как святая Алессия, королева рабов, чьё восстание сокрушило айлейдов в 1Э 242–1Э 243 годах и освободило людей Сиродила[3][6].

Впрочем, даже с изгнанием айлейдов из Сиродила, рабство так никуда и не исчезло, поскольку такие зверорасы, как аргониане и каджиты стали порабощаться как эльфами, так и людьми. Не смотря на то, что в период Третьей эры в Империи Септимов рабство официально было запрещено, в Морровинде оно было всё ещё легально и распространено, но, как правило, данмеры предпочитали порабощать всё те же зверорасы — каджитов и аргониан. Однако после опустошения Морровинда в начале Четвёртой эры рабство как социальный институт растеряло былое влияние и стало довольно редкой практикой.

Ничего не известно о том, практиковалось ли рабство на территории Атморы, Йокуды и Пиандонеи, однако, равно как и в Тамриэле, есть сведения о том, что как минимум раса цаэски из Акавира практикует рабовладение[7].

История Править

Рабство было когда-то широко распространено по всему Тамриэлю, будь то практика использования побеждённых врагов и военнопленных в качестве рабов или продажи собственных детей во избежание голодной смерти. Рабы чаще всего используются для быта либо на хозяйстве, но когда само государство основывает свою экономику на рабстве, то на плечи рабов ложатся ещё и обязанности по его благоустройству, строительству, поддержанию инфраструктуры и так далее.

Цаэски Править

Когда, согласно преданиям, раса цаэски сожрала всех людей в Акавире, она перешла на обитающих там гоблинов[1]. И теперь гоблины порабощены цаэски, служа им одновременно как рабами, так и скотом, дающим своим хозяевам кровь[7].

Атморцы Править

Известно, что во время завоевания Скайрима атморцами Исграмор рабским трудом захваченных его воинами снежных эльфов воздвиг себе дворец и город Виндхельм. Правда в этом случае тяжело сказать, было ли это лишь примером жестокого обращения атморцев с пленёнными ими эльфами, либо же рабство действительно имело место быть в их обществе. Намёком на последнее является то, что о боге Стуне говорится буквально следующее: «Он показал людям, как брать пленных на войне, и какова выгода от этого»[8].

Двемеры Править

После того, как Исграмор со своими Пятью сотнями Соратников разгромили снежных эльфов, выжившие эльфы запросили у скайримских двемеров защиты и убежища от наседающих людей, но столкнулись с тяжёлым выбором — с целью утаить свои секреты от снежных эльфов, двемеры потребовали у последних в обмен на убежище принимать в пищу ядовитые грибы. Не имея иного выбора, многие из снежных эльфов согласились, но со временем были ослеплены и стали фактически беспомощными. Воспользовавшись этим, двемеры тут же поработили своих родичей, угнетая их до того момента, пока, наконец, фалмеры не подняли восстание против своих поработителей[2].

Фалмеры Править

Уже после того, как двемеры исчезли из Нирна, фалмеры стали и сами выбираться на поверхность, где захватывали пленников, коих потом утаскивали к себе в логова и двемерские города, где заставили их прислуживать себе. В частности, известно о наличии таких рабов в Чёрном Пределе[2].

Айлейды Править

Статуя Алессии
Статуя Алессии в Имперском городе.

В самом же Тамриэле особенного размаха и развития рабство достигло в период правления айлейдов как минимум ещё в начале Первой эры, а то и ещё раньше. Айлейды не просто держали рабов, но ещё и нередко истязали и убивали их ради собственной забавы. Ради столь изощрённого удовольствия некоторые айлейдские города даже получили свою известность благодаря тому, что в них пытки и убийства стали буквально новым видом искусства, и где беспрестанно изобретали всё новые виды казней и пыток, а также усовершенствовали старые, дабы растянуть мучения жертвы, а значит, и собственное удовольствие. Названия этих городов айлейдов говорят сами за себя: Плачущие Колёса, Сады Кишок, Скульптуры из Плоти и так далее. Методы убийства рабов айлейдами были разнообразными — их могли заставить принять галлюциногенные вещества, либо же их детей заживо сжигали или выпускали на бой с дикими животными.[9] Впрочем, это не могло продолжаться вечно — в 1Э 242 году вспыхнуло восстание рабов, возглавляемое Алессией, которая при поддержке шезаррина Пелинала Вайтстрейка и полубога Морихауса-Дыхание-Кин всего за год сумела сокрушить айлейдов со всеми их даэдрическими армиями и полностью разрушить их империю, тем самым освободив людей Сиродила из оков многовекового рабства. Однако с исчезновением айлейдов рабство само по себе так никуда и не исчезло.

Редгарды Править

Традиционно считается, что редгарды не были ни рабовладельцами, ни работорговцами, однако история аргонианина по имени Ступающий-Мягко показывает иное. В период Междуцарствия он был привезён из Чернотопья в Проклятие Хью, что в Хаммерфелле, где и был рабом, однако в какой-то момент он сумел бежать. Вскоре после побега его, в качестве раба, заменили другим аргонианином, Пимси[10].

Вопрос тут состоит в том, действительно ли редгарды были причастны к рабовладению на территории Хаммерфелла, ведь даже не смотря на принадлежность Проклятия Хью к Хаммерфеллу, в указанный период времени эта территория не была под контролем короля Фахара'джада, а потому однозначно ответить на вопрос, поддерживал ли Хаммерфелл рабство, не представляется возможным.

Имперцы Править

Не смотря на то, что рабовладение и работорговля не являются типичными для имперцев, тем не менее известно, что Тайбер Септим в период своего становления распродал в рабство пленённых им бретонов после битвы при Санкр Торе в 2Э 852 году[11].

Альтмеры и босмеры Править

Байзу приказывали чистить навозные ямы, подметать полы, убегать, когда маленькие хозяева-эльфы кидались камнями!
— Байз

Байз
Байз, бывший раб альтмеров.

Известно, что на островах Саммерсет и в Валенвуде рабство было, но после присоединения этих территории к Империи было упразднено. Об обстоятельствах зарождения рабства ничего не известно, но если учесть, что, по слухам, после гибели своей империи многие айлейды сбежали именно в Валенвуд[12], можно предположить, что они же и занесли сюда свою практику рабовладения.

По поводу самих альтмеров известно лишь то, что они порабощали в основном гоблинов[10], хотя есть сведения, что во Второй эре также были порабощены и данмеры, среди которых был и Ульвул Лларен, предавший своих хозяев, раскрыв секрет ковки эльфийских доспехов[13].

Данмеры Править

Рабство защищено законом в Морровинде. Рабство незаконно во всей остальной Империи, но некоторые данмеры по-прежнему защищают своё „древнее право“ на рабов. В Морровинде рабы скованы зачарованными рабскими наручами. Они высасывают из раба всю магию, чтобы те не смогли ею воспользоваться и сбежать. Если у тебя нет ключа, ты не сможешь их снять. Император должен положить конец рабству, но данмеры требуют, чтобы их право на собственных рабов гарантировалось Договором
— Опцио Бологра

Рабы в Тире
Рабы и их хозяева в Тире.

Ещё в стародавние времена данмеры были ярыми рабовладельцами и известными приверженцами работорговли. Однако в период Междуцарствия после помощи, оказанной им в сражениях с акавирцами со стороны войска аргониан, прибывшего из Чернотопья, между ними, данмерами и нордами был заключён союзный договор, вошедший в историю как Эбонхартский Пакт. Этот Пакт освободил всех рабов-аргониан в Морровинде, а с учётом ещё и того факта, что одним из противников Пакта в Войне Альянсов был Первый Альдмерский Доминион, каджиты оказались ещё более жестоко придавлены и порабощены своими хозяевами. Впрочем, уже после роспуска Пакта союз между данмерами и аргонианами прекратил своё существование, и данмеры с прежней жестокостью вновь поработили их.

Даже после того, как в начале Третьей эры Империя объявила об отмене рабства, данмеры не признали как её законы на своей территории, так и наличие жестоко обращения с их рабами с их же стороны. Единственный аспект рабства, который их беспокоил — это обеспечение их прав на собственность, то есть на собственно говоря их рабов. Это оказалось возможным благодаря самому Тайберу Септиму, заключившему с Морровиндом Договор о перемирии в 2Э 896 году в качестве уступки данмерам, которые воспринимали порабощение других рас как своё право, берущее начало ещё в древности. Данмеры многие годы совершали набеги на Чернотопье для захвата всё новых рабов из числа живущих там аргониан. Особенно прославился в этих походах Дом Дрес. Это положило начало долгой и непримиримой вражде между данмерами и аргонианами[14], которая ещё сыграет свою печальную роль в начале Четвёртой эры. Также тёмные эльфы не гнушались и порабощением каджитов. Впрочем, данмеры могли спокойно порабощать не только их. Так, к примеру, в конце Третьей эры раб Яков в Суране был альтмером, а среди рабов из рынка рабов в Тель Аруне не было ни каджитов, ни аргониан. В Морровинде многие контрабандисты и работорговцы держали рабов в пещерах, и, как правило, этих рабов запирали, а для того, чтобы удерживать их, поработители нередко заковывали рабов в зачарованные наручи, отпиравшиеся лишь специальным ключом.

Впрочем, к концу Третьей эры в Морровинде ситуация стала понемногу меняться. Так, к примеру, в провинции был замечен рост движения аболиционистов известными по названием «Две Лампы», которое часто действовали при поддержке членов ведущих домов Вварденфелла, а также местного отделения Гильдии воров. Беглые рабы могли рассчитывать на помощь в безопасном убежище, известном среди них, как Аргонианская миссия, что находилась в Эбенгарде.

Pin-icon Примечаниеигра The Elder Scrolls III: Morrowind сама по себе мотивирует главного героя бороться с рабством на Вварденфелле. Так, к примеру, если главный герой освободит 5 рабов, он узнает о Двух Лампах. После освобождения 21 раба ему будет предложен диалог касательно Двух Ламп, в ходе которого ему станет известна кодовая фраза: чтобы узнать других членов, на вопрос «Вы видели Две Лампы?» требуется ответ: «Они освещают путь к свободе». Кроме того, ему станет доступен ряд квестов, которые будет выдавать Ильмени Дрен в Округе Святого Делина, что в Вивеке. После же освобождения 30 рабов главный герой сможет получить в награду от Джобаши 3 книги навыков.

В 3Э 433 году стало известно, что король Морровинда Хелсет объявил рабство в Морровинде вне закона, чем вызвал недовольство некоторых влиятельных данмерских домов, чьи доходы зиждились, преимущественно, на рабском труде[15].

Аргониане Править

Алчные работорговцы, выродки, для которых важна только собственная выгода
— Шес, про клан Аркейн

Аргониане традиционно не содержали рабов, и немаловажную роль в этом сыграли столетия порабощения и угнетения их расы со стороны данмеров. Тем не менее, иногда родители-аргониане по разным причинам продавали своих детей в рабство[16]. Кроме того, в период Междуцарствия, под действием безумного хиста племя зит-зат поработило многих из своих же родичей-аргониан, вынудив их восстанавливать руины Маззатуна[10]. А пограничный город Торн, претерпевший на себе значительное влияние Морровинда, был известен тем, что являлся резиденцией клана Аркейн, содержавшего множество рабов как в самом в городе, так и в его окрестностях[17]. Этот клан презирался своими же сородичами-аргонианами, считавшими Аркейн предателями[16][18].

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Учитывая особенности акавирского языка вполне вероятно, что на самом деле под «пожиранием» имеется ввиду либо покорение и порабощение людей и меров Акавира, либо же их ассимиляция.
  2. 2,0 2,1 2,2 The Elder Scrolls V: Skyrim
  3. 3,0 3,1 Амулет Королей (книга)
  4. Шезарр и Боги
  5. Путеводитель по Империи и её окрестностям. 3-е издание
  6. Адабал-а
  7. 7,0 7,1 Таинственный Акавир
  8. Разновидности веры в Империи
  9. История мира Elder Scrolls — Айлейды
  10. 10,0 10,1 10,2 The Elder Scrolls Online
  11. Битва при Санкр Торе (книга)
  12. Выжившие айлейды в Валенвуде
  13. Изготовление лёгкой брони
  14. Провинции Тамриэля (книга)
  15. Слухи в The Elder Scrolls IV: Oblivion
  16. 16,0 16,1 Аргонианский доклад, книга 4
  17. Аргонианский доклад, книга 3
  18. От аргонианцев до саксхлил